image127

В данном разделе приведены наиболее удачные проектные решения реализованные в нашей стране за последние 10 лет. Сразу просим обратить внимание, что АСП не является разработчиком данных проектов и тем более не продает их как типовые. Работа по систематизации данных проектов проведена сотрудниками РАСС а авторами является большое количество проектных организаций России (в том числе и АСП), в разные годы занимавшихся спортивным проектированием.

Понятие «типовой проект»  на сегодняшний день имеет довольно размытое трактование, неоднозначность понимания этого термина приводит  заказчиков к неудовлетворяющим их результатам. Этот раздел сайта как раз посвящен теме разъяснения этого понятия и  советам, как правильно воспользоваться результатами работы наших коллег и избежать возможных ошибок.

Определение типовой проектной документации

Типовая проектная документация
За много лет понятие "типовая проектная документация" претерпевало изменения. Много вопросов возникает при использовании типовой проектной документации в современном проектировании.
Компания "Кодекс" накопила уже большой опыт и массив информации, отвечая на вопросы пользователей систем "Техэксперт" о статусе типовой проектной документации, порядке ее применения при проектировании, использование Указателей и Перечней проектной документации, об их соответствии современному законодательству.
Настоящая статья - это обобщение тех вопросов, которые чаще всего задают наши пользователи при обращении к типовой проектной документации, размещенной в системе "Техэксперт" в линейке информационных продуктов "Техэксперт: ТПД". Надеемся, что накопленные нашей компанией знания и опыт  будут полезны большому количеству специалистов.
С позицией государственных органов на тему применения типовой проектной документации можно познакомиться в статье главного специалиста-юрисконсульта Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга Чеготовой Е.В.
Часто задаваемые вопросы
Что такое типовая проектная документация, существует ли такое понятие в настоящее время?
Можно ли "старую" типовую проектную документацию рассматривать как актуальную? Правомерно ли применять к типовой проектной документации понятия "действующая"/"недействующая"?
Можно ли использовать "старую" типовую проектную документацию в современных условиях при проектировании объектов? Есть ли какие-нибудь особенности прохождения экспертизы проектов при использовании ТПД? В каком виде ее нужно предъявлять на экспертизу, если она входит в состав нового проекта (конструкции, узлы)?
Можно ли использовать при проектировании типовую проектную документацию, содержащуюся в электронных базах данных, таких, например, как в системе "Техэксперт. ТПД. Здания, сооружения, конструкции и узлы"?
В случае, если в типовых сериях и типовых проектах были изменения, отражаются ли такие изменения в ТПД, включенных в программу "Техэксперт: ТПД"?
Какие "Каталоги проектной документации" содержатся в системе "Техэксперт: ТПД" и какая информация в них содержится?


Что такое типовая проектная документация, существует ли такое понятие в настоящее время?
До вступления в силу Градостроительного кодекса РФ (до 01.01.2005) понятие "типовая проектная документация", а также порядок ее разработки и использования описывались в разных нормативно-технических документах.
До 2002 года состав и порядок разработки типовой проектной документации был описан в СН 227-82 "Инструкция по типовому проектированию". C 01.01.2002 действовал СНиП 11-03-2001 "Типовая проектная документация", заменивший собой СН 227-82.
Согласно СНиП 11-03-2001 типовая проектная документация описывалась как разработанные на основе унификации и типизации объемно-планировочные решения и включенные в Федеральный фонд документации в строительстве комплекты документов на создание зданий и сооружений, конструкций, изделий и узлов для многократного применения в строительстве, содержащие текстовые и графические материалы.
Типовая проектная документация в зависимости от назначения подразделялась на следующие виды:
- типовые строительные конструкции, изделия и узлы - для многократного применения при проектировании и строительстве, а также при массовом (серийном) производстве и использовании на предприятиях строительной индустрии и площадках строительства;
- типовые проекты - для строительства зданий и сооружений, привязки к конкретной площадке строительства или для разработки индивидуальных проектов;
- типовые материалы для проектирования - для методического обеспечения проектирования конкретных объектов строительства, привязки типовых проектов.
Решение о присвоении разработанной проектной документации статуса "типовая" принимал Федеральный орган по архитектуре и градостроительству.
Утвержденная типовая проектная документация подлежала включению в Фонд типовой проектной документации.
После введения в действие Градостроительного кодекса РФ был принят приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 июля 2007 года N 62 "Об утверждении критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства". Приказ дал другое определение типовой проектной документации: "Применяемая повторно проектная документация объекта капитального строительства в составе следующих разделов (включая все чертежи, схемы и т.д.): архитектурные решения; конструктивные и объемно-планировочные решения, за исключением решений по фундаментам; сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений, за исключением решений по внешним инженерным сетям (далее - типовая проектная документация), а также применяемая типовая проектная документация объекта капитального строительства, в которую внесены изменения, не затрагивающие характеристики конструкций, элементов конструктивных систем объекта капитального строительства, влияющих на безотказность их работы и способность сохранять эксплуатационные качества объекта капитального строительства в течение срока службы такого объекта (далее - модифицированная типовая проектная документация, не затрагивающая конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства), разрабатывается в соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Положением". Таким образом, к типовой стала относиться только проектная документация в целом на объект, а не отдельные узлы, конструкции. Приказ N 62 был отменен приказом Минрегиона РФ N 27 от 31.01.2011.
С начала 2011 года понятие "типовая проектная документация" также несколько раз претерпевало изменения. В соответствии с постановлением Правительства РФ N 145 от 05.03.2007 типовой проектной документацией или проектной документацией повторного применения считалась проектная документация в течение семи лет с момента получения первичного положительного заключения государственной экспертизы до даты подачи заявления о проведении государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, "нулевого цикла" и сетей инженерно-технического обеспечения.
Наконец, в конце 2011 года было принято постановление Правительства РФ N 791 от 27.09.2011 "О формировании реестра типовой проектной документации и внесении изменений в некоторые постановления Российской Федерации", в соответствии с которым к типовой проектной документации отнесена проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемая повторно.

Можно ли "старую" типовую проектную документацию рассматривать как актуальную? Правомерно ли применять к типовой проектной документации понятия "действующая"/"недействующая"?
В настоящее время статус типовой проектной документации подтвержда­ется включением в реестр типовой проектной документации. Обязанность по ведению реестра возложена на Минрегион РФ.
Реестр "Федеральный банк данных проектирования объектов капитального строи­тельства и наиболее экономически эффективных проектов повторного применения" размещен на официальном сайте Минрегиона РФ:
В реестре, в частности, содержатся материалы "Каталогов проектной документации повторного применения", составленные ОАО "ЦПП" и включенные в состав информационного продукта "Техэксперт: ТПД. Здания, сооружения, конструкции и узлы" в виде каталожных листов/паспортов.
"Старую" типовую проектную документацию в настоящее время нельзя рассматривать как "актуальную", "действующую" или "недействующую", с даты вступления в силу Градостроительного кодекса РФ, она вся автоматически стала справочной.


Можно ли использовать "старую" типовую проектную документацию в современных условиях при проектировании объектов? Есть ли какие-нибудь особенности прохождения экспертизы проектов при использовании ТПД? В каком виде ее нужно предъявлять на экспертизу, если она входит в состав нового проекта (конструкции, узлы)?
В настоящее время типовой проектной документации как таковой не существует. Существует авторская проектная документация, применение которой возможно сторонними организациями в случае, если она получила положительную оценку государственной экспертизы и при заключении договора с правообладателем.
В связи с изменениями нормативной базы (вступлением в силу технических регла­мен­тов, постепенным переходом к техническому регулированию в рамках Таможенного союза) необходимо помнить, что "старая" типовая проектная документация может использоваться в части, не противоречащей требованиям технических регламентов. В противном случае орган государственного строительного надзора впоследствии будет вправе привлечь к админи­стра­тивной ответственности за отступления от требований технических регламентов. Типовую проектную документацию, разработанную после вступления в силу технических регламен­тов, можно использовать как соответствующую действующим нормативам. Например, при строительстве для государственных нужд нужно учитывать, что любые материалы и обору­дование, которые будут использоваться в данном здании, должны отвечать требованиям класса энергоэффективности "А". Так реализуются положения ст.13 технического регла­мента "О безопасности зданий и сооружений". В развитие ст.6 данного технического регла­мента было принято распоряжение Правительства РФ от 21.06.2010 N 1047-р "Об утвержде­нии перечня нормативов, применение которых на обязательной основе обеспечивает выполнение требований технического регламента "О безопасности зданий и сооружений".
В соответствии с п.15 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 при использовании типовой проектной документации обязательно представлять документ, подтверждающий право ее использования (например, лицензионный договор), а также документ, подтверждающий соответствие климатических и иных условий, в которых типовая проектная документация запланирована к повторному применению, условиям, с учетом которых она была разработана для первоначального применения. Форма данного документа пока не установлена, ее должен установить Минрегион. Для применения ТПД также необходимо представить на государственную экспертизу фундаменты, инженерные сети и инженерные изыскания. Это необходимо, чтобы "привязать" проектную документацию к конкретному месту строительства объекта.
Обратите внимание, что на данный момент основные требования к проектной докумен­та­ции регламентируются ГОСТ Р 21.1101-2009 (с 01.03.2009). Он является обязательным в силу распоряжения Правительства РФ N 1047-р от 21.06.2010. Таким образом, любые мето­дические документы, в том числе связанные с указанными перечнями, например, МДС 11-9.2000, можно использовать в части, не противоречащей ГОСТ Р 21.1101-2009.
При использовании отдельных "типовых изделий", например, кабельные лотки лест­нич­ного типа серии НЛК, необходимо помнить, что данные изделия не относятся к катего­рии "типовой проектной документации" в действующем на данный момент значении. Данные узлы, изделия, детали можно применять в проектной документации, если они соответствуют действующим нормативам, но, помимо ссылки на конкретную серию, корректно будет представить в составе проектной документации лист из соответствующего альбома. Если такой лист оформлен не по ГОСТ Р 21.1101-2009, то его необходимо оформить в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101-2009.
Проектную документацию, включенную в авторские каталоги (такие, как ОАО "РОСЭП", ОАО "РЖД" и др.), можно использовать как рекомендательную. При этом необходимо помнить: если ведомственные требования мягче, чем нормы федерального законодательства, то необходимо использовать федеральные нормы, если жестче - можно отдавать предпочтение ведомственным нормативам. Обязательными будут ведомственные нормативы, которые указаны в договоре на проектирование, в рамках ст.432 ГК РФ или в рамках стандартов и правил СРО (ст.55.5 ГрК РФ), если их требования не противоречат нормам федерального законодательства. Например, в Рекомендациях по осуществлению строительного контроля на федеральных автомобильных дорогах (ОДМ 218.7.001-2009) даются более жесткие требования к исполнительной документации, чем в РД-11-02-2006, утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года N 1128.
В связи с тем, что написано выше, при использовании типовой проектной докумен­та­ции нужно не только понимать, имеет ли она статус "типовой", но и насколько данный проект "вписывается" в действующее законодательство. Основополагающими документами при этом являются технические регламенты, Градостроительный кодекс РФ, распоряжение Правительства РФ N 1047-р от 21.06.2010, постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", ГОСТ Р 21.1101-2009.

Можно ли использовать при проектировании типовую проектную документацию, содержащуюся в электронных базах данных, таких, например, как в системе "Техэксперт. ТПД. Здания, сооружения, конструкции и узлы"?
ОАО "ЦПП" (ранее ЦИТП) на протяжении нескольких десятилетий ведет Федеральный фонд типовой проектной документации (ТПД), которая насчитывает 7,5 тыс. типовых проектов и 4,1 тыс. выпусков документации типовых строительных конструкций, узлов и деталей, и издает Указатели и Перечни типовой проектной документации общероссийского строительного каталога. На сегодняшний день существуют Указатель СК-3, Указатель СК-2, Перечни СК-2 и Перечень СК-11.
Все эти издания, особенно Указатель СК-3, являются уникальными. Они созданы на основе информации, предоставленной разработчиками типовой проектной документации. Эта информация составила базу для линейки продуктов "Техэксперт: ТПД", в том числе "Техэксперт. ТПД. Здания, сооружения, конструкции и узлы".
Применение типовой проектной документации, включенной в линейку продуктов "Техэксперт: ТПД", не только допустимо, но в ряде случаев неизбежно из-за отсутствия аналогов в современном проектировании. Старая типовая проектная документация создавалась трудами целых институтов и проектных организаций, ее качество проверено временем.
Таким образом, линейку продуктов "Техэксперт: ТПД" можно использовать при современном проектировании, ее применение допускается экспертизой, но при этом необходимо учитывать требования действующих нормативных документов, перечисленных выше. Например, экспертиза допускает прилагать к комплекту проектной документации распечатку любого чертежа типовой проектной документации из баз продуктов "Техэксперт: ТПД", с условием, что чертеж оформлен в соответствии с ГОСТ Р 21.1101-2009.

В случае, если в типовых сериях и типовых проектах были изменения, отражаются ли такие изменения в ТПД, включенных в программу "Техэксперт: ТПД"?
Все изменения в ТПД, зарегистрированные в ОАО ЦПП (ранее ЦИТП) печатались в Информационном бюллетене, который готовил и выпускал ОАО ЦПП. Это был отлаженный, централизованный процесс.
Как правило, сам разработчик типовой проектной документации предоставлял эту информацию для опубликования. В настоящее время ОАО ЦПП продолжает выпускать ежемесячно информационный бюллетень, соответственно, наша компания, как разработчик системы, отслеживает все изменения в типовые серии в первую очередь в соответствии с информацией, опубликованной в информационном бюллетене.

Какие "Каталоги проектной документации" содержатся в системе "Техэксперт: ТПД" и какая информация в них содержится?
В системе "Техэксперт: ТПД" в составе информационного продукта "Техэксперт: ТПД. Здания, сооружения, конструкции и узлы" содержатся, в частности, материалы "Каталогов проектной документации повторного применения", составленные ОАО "ЦПП". Включены они в виде каталожных листов/паспортов.
В продукте "Техэксперт: ТПД. Здания, сооружения, конструкции и узлы" представлены каталоги по следующим тематикам:
- малоэтажные жилые дома коттеджного типа;
- малоэтажные жилые дома городского типа 2-5-этажные;
- многоэтажные кирпичные жилые дома свыше 5 этажей;
- крупнопанельные и блочные жилые дома свыше 5 этажей;
- жилые дома свыше 5 этажей со смешанным каркасом с различного типа ограждающими конструкциями;
- монолитные жилые дома свыше 5 этажей;
- мобильные здания различного назначения.
По каждому из проектов приводятся краткие сведения и основные технико-экономические показатели, а также графические материалы строительных решений (фасады, планы, разрезы и другое) для выбора проектной документации к применению в проектировании и строительстве.
Материал подготовлен
специалистами Консорциума "Кодекс"
при содействии Главного специалиста-юрисконсульта
Службы государственного строительного
надзора и экспертизы Санкт-Петербурга
Чеготовой Е.В.

Информация Министерства Регионального развития

6Минрегион приступил к формированию реестра проектов повторного применения с целью обеспечения доступности для всех субъектов бюджетного планирования проектов повторного применения и внедрения механизмов эффективного использования типовой проектной документации при строительстве объектов социальной сферы и жилищного строительства Минрегион приступил к формированию реестра типовой проектной документации (на основании Приказа от 29 марта 2013 г. № 106 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестра типовой проектной документации, а также состава информации о проектной документации, которая подлежит внесению в реестр, и формы ее представления», зарегистрированного Минюстом России 31 июля 2013 г. - № 29227), сообщает пресс-служба Минрегиона.
    Сведения о типовой проектной документации включаются в Реестр после их обсуждения и согласования Нормативно-техническим советом по отбору типовой проектной документации при Минрегионе. Совет начал работу в июле текущего года.
Одновременно Минрегионом были направлены в ФАУ «Главгосэкспертиза», НОСТРОЙ и НОП запросы о представлении сведений об имеющейся проектной документации для включения в реестр типовой проектной документации.
В Реестр включается информация о проектной документации в отношении жилых и административных зданий, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (объекты культуры, образования, здравоохранения, спортивные здания и сооружения и т.п.).
- Инженерный проект, разработанный при участии средств бюджетной системы РФ или переданный безвозмездно для размещения в реестре типовой проектной документации, при обязательном положительном экспертном заключении государственной или негосударственной экспертизы, должен быть общедоступен. Такой подход обеспечит сокращение сроков реализации проектов в социально значимых сферах и сократит расходы бюджетной системы на их реализацию, - обозначил позицию ведомства Министр регионального развития И.Н.Слюняев.
В настоящее время в Реестре представлена информация о проектной документации по 14 объектам образования (из них 3 средние образовательные школы и 11 детских садов) и одном объекте здравоохранения (дом интернат для престарелых инвалидов).
Сведения, содержащиеся в Реестре, являются открытыми для ознакомления с ними любых заинтересованных лиц, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Информация размещена на сайте Минрегиона России.
Источник: www.minregion.ru

О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (с изменениями на 22 марта 2014 года)
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2007 года N 145
О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий
(с изменениями на 22 марта 2014 года)
____________________________________________________________________ 
Документ с изменениями, внесенными: 
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 970 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 2, 14.01.2008); 
постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 (Российская газета, N 41, 27.02.2008); 
постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 47, 24.11.2008); 
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года N 791 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 40, 03.10.2011); 
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 17, 23.04.2012, ст.1958); 
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2013 года N 377 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 08.05.2013); 
постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 470 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2013); 
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 года N 840 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 25.09.2013); 
постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года N 219 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.03.2014). 
____________________________________________________________________ 
Во исполнение части 11 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации  постановляет:
2. Установить, что:
а) пункты 46-48 Положения, утвержденного настоящим постановлением, подлежат применению с 1 января 2009 года (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 970;
б) государственная экспертиза проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для таких объектов, организуется и проводится: в отношении объектов, указанных в части 5_1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов, указанных  в абзацах третьем - пятом  настоящего подпункта), - государственным учреждением, подведомственным  Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821; в редакции, введенной в действие с 3 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 года N 840; в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года N 219. в отношении объектов, указанных в части 5_1 статьи 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации, являющихся объектами военной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, - Министерством обороны Российской Федерации, в отношении иных объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, - федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий указами Президента Российской Федерации; в отношении уникальных объектов, строительство, реконструкцию или капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на территории г. Москвы, - органом исполнительной власти г. Москвы или подведомственным ему государственным учреждением до 1 января 2017 года; 
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270; в редакции, введенной в действие с 3 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 года N 840. в отношении объектов капитального строительства федеральных ядерных организаций - Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом";
(Абзац дополнительно включен с 3 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года N 219)
в отношении объектов, указанных в части 3_4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (за исключением объектов, указанных в абзацах втором - пятом настоящего пункта), а также в отношении иных объектов в случае, если проведение экспертизы (государственной или негосударственной) является обязательным или если проведение экспертизы (государственной или негосударственной) в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий не является обязательным в соответствии с частями 23 и 3_1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации и заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу, - уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными этим органам государственными учреждениями по месту расположения земельного участка, на котором предполагается осуществить строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270; в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года N 219.
в) при проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий оценка проектной документации и результатов инженерных изысканий на соответствие требованиям, явившимся предметом санитарно-эпидемиологической экспертизы, государственной экологической экспертизы, государственной историко-культурной экспертизы, государственной экспертизы условий труда, государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и экспертизы промышленной безопасности, не проводится в случае, если до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим постановлением, по результатам указанных экспертиз получены положительные заключения, а также если положительные заключения по результатам указанных экспертиз будут получены по материалам, направленным для проведения этих экспертиз до 1 января 2007 года. Выводы этих экспертиз учитываются при подготовке заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
г) государственные экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, начатые до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим постановлением, подлежат завершению органами (государственными учреждениями), которые их начали. Повторные государственные экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий могут проводиться до 1 января 2008 года органами (государственными учреждениями), которые выдали отрицательные заключения по результатам первичных государственных экспертиз;
д) сводное заключение государственной экспертизы проектной документации, выданное до вступления в силу Положения, утвержденного настоящим постановлением, и содержащее выводы о рекомендации проектной документации к утверждению, приравнивается к положительному заключению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Указанное сводное заключение, а также положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, выданное в соответствии с Положением, утвержденным настоящим постановлением, до вступления в силу актов Правительства Российской Федерации, предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 и пунктом 4 настоящего постановления, и содержащее положительную оценку сметной стоимости, проведенной в случаях, указанных в подпункте "и" настоящего пункта, в отношении объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, приравниваются к положительным заключениям об эффективности, о достоверности и об оценке обоснованности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения;
е) до утверждения требований к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий указанные заключения оформляются в произвольной форме;
ж) проектная документация, разработка которой начата до вступления в силу утверждаемого Правительством Российской Федерации Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, при проведении государственной экспертизы проверяется на соответствие составу и требованиям к содержанию разделов этой документации, установленным нормативными техническими требованиями на ее разработку (подпункт в редакции, введенной в действие с 6 марта 2008 года постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87;
з) до 1 января 2008 года заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий подписывается лицами, участвующими в проведении этой государственной экспертизы;
и) до вступления в силу акта Правительства Российской Федерации, указанного в подпункте "а" пункта 3 настоящего постановления, оценка соответствия сметной стоимости объекта капитального строительства, строительство или реконструкция которого финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета, нормативам в области сметного нормирования и ценообразования проводится одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации соответствующего объекта капитального строительства органами (государственными учреждениями), осуществляющими эту экспертизу, и в заключении государственной экспертизы отражаются результаты проведенной оценки. Плата за проведение указанной оценки не взимается.
3. Министерству регионального развития Российской Федерации:
а) до 1 мая 2007 года представить в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок проверки достоверности определения в проектной документации сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство или реконструкция которых финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета;
б) до 1 июня 2007 года представить в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего состав и требования к содержанию разделов: проектной документации применительно к различным видам объектов капитального строительства, в том числе к линейным объектам; проектной документации применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объектов капитального строительства; проектной документации, представляемой на государственную экспертизу проектной документации;
в) до 1 июля 2007 года по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации представить в Правительство Российской Федерации предложения о совершенствовании порядка определения размера платы за проведение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
г) в 3-месячный срок утвердить критерии отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
4. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации до 1 мая 2007 года представить в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок проведения проверки и выдачи заключений об эффективности и об оценке обоснованности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 марта 2007 года N 145
(с изменениями на 22 марта 2014 года)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (далее - государственная экспертиза), порядок определения размера платы за проведение государственной экспертизы, а также порядок взимания этой платы. Настоящее Положение подлежит применению всеми уполномоченными на проведение государственной экспертизы органами исполнительной власти, государственными учреждениями и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", за исключением случаев, когда иной порядок проведения государственной экспертизы установлен законодательством Российской Федерации для федеральных органов исполнительной власти и организаций, уполномоченных на проведение государственной экспертизы федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года N 219.
2. Применяемые в настоящем Положении понятия означают следующее: "заявитель" - технический заказчик, застройщик или уполномоченное кем-либо из них лицо, обратившиеся с заявлением о проведении государственной экспертизы;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270. "организации по проведению государственной экспертизы" - уполномоченные на проведение государственной экспертизы органы исполнительной власти, подведомственные указанным органам государственные учреждения, государственное учреждение, подведомственное  Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом 
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821; в редакции, введенной в действие с 3 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 года N 840; в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года N 219. "этап строительства" - строительство или реконструкция объекта капитального строительства из числа объектов капитального строительства, планируемых к строительству, реконструкции на одном земельном участке, если такой объект может быть введен в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных объектов капитального строительства на этом земельном участке), а также строительство или реконструкция части объекта капитального строительства, которая может быть введена в эксплуатацию и эксплуатироваться автономно (то есть независимо от строительства или реконструкции иных частей этого объекта капитального строительства). В отношении автомобильных дорог под этапом строительства также понимается комплекс работ по подготовке территории строительства, включающий в себя изъятие земельных участков, необходимых для размещения автомобильной дороги, отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка, на котором оно находится, снос зданий, строений и сооружений, переустройство (перенос) инженерных коммуникаций, вырубку леса, проведение археологических раскопок в пределах территории строительства, разминирование территории строительства и другие работы;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 16 мая 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2013 года N 377. "типовая проектная документация" - проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемая повторно (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года N 791); "реестр типовой проектной документации" - формируемый  Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации  перечень проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и рекомендуемой для повторного применения.
(Абзац дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года N 791; в редакции, введенной в действие с 3 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 года N 840; в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года N 219.
3. Организация по проведению государственной экспертизы обязана:*3)
разъяснять бесплатно по запросам заинтересованных лиц порядок проведения государственной экспертизы; принимать меры по обеспечению сохранности документов, представленных для проведения государственной экспертизы, а также по неразглашению проектных решений и иной конфиденциальной информации, которая стала известна этой организации в связи с проведением государственной экспертизы. 
4. Организация по проведению государственной экспертизы не вправе участвовать в осуществлении архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий.*4)
5. Государственная экспертиза проводится в следующих случаях:
а) проектная документация и (или) инженерные изыскания выполнены в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 3_4 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б) имеется совокупность следующих обстоятельств: проведение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий является обязательным; застройщиком или техническим заказчиком (далее - заявитель) принято решение о проведении государственной экспертизы (за исключением случая, указанного в подпункте "а" настоящего пункта);
в) проведение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий не является обязательным в соответствии с частями 23 и 3_1 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, однако заявителем принято решение о направлении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий на государственную экспертизу.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270.
8. Экспертиза проектной документации не проводится в следующих случаях:
1) если для строительства или реконструкции не требуется получение разрешения на строительство;
2) проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства;
3) если при строительстве или реконструкции объекта капитального строительства применяется модификация проектной документации, в том числе в отношении отдельных разделов проектной документации, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы, не снижающая конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства;
4) в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования. В случае если строительство объекта капитального строительства будет осуществляться с использованием типовой проектной документации или модификации такой проектной документации, результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе независимо от того, что государственная экспертиза проектной документации не проводится.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 470.
9. К полномочиям государственного учреждения, подведомственного  Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации , относится организация и проведение государственной экспертизы в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, подготовленных для следующих видов объектов капитального строительства (за исключением объектов, находящихся в ведении федеральных ядерных организаций):
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821; в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270; в редакции, введенной в действие с 3 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 года N 840; в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года N 219.
а) объекты, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять на территориях 2 и более субъектов Российской Федерации, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270.
б) объекты, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270.
в) объекты обороны и безопасности, иные объекты, сведения о которых составляют государственную тайну (за исключением объектов, государственная экспертиза в отношении которых отнесена указами Президента Российской Федерации к полномочиям федеральных органов исполнительной власти);
г) объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения в случае, если при проведении работ по их сохранению затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270.
д) особо опасные и технически сложные объекты;
е) уникальные объекты (за исключением объектов, в отношении которых государственная экспертиза отнесена до 2017 года к полномочиям органа исполнительной власти г.Москвы);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270; в редакции, введенной в действие с 3 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 года N 840.
ж) автомобильные дороги федерального значения;
(Подпункт дополнительно включен с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270)
з) объекты, связанные с размещением и обезвреживанием отходов производства и потребления I-V классов опасности, определяемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы I-V классов опасности);
(Подпункт дополнительно включен с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270)
и) объекты, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения;
(Подпункт дополнительно включен с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270)
к) объекты капитального строительства, строительство или реконструкция которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (за исключением объектов, государственная экспертиза в отношении которых отнесена указами Президента Российской Федерации к полномочиям федеральных органов исполнительной власти).
(Подпункт дополнительно включен с 3 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 года N 840)
12. Государственная экспертиза в отношении объектов, не указанных в пункте 9 настоящего Положения, и объектов, государственная экспертиза в отношении которых отнесена федеральными законами и указами Президента Российской Федерации к полномочиям иных федеральных органов исполнительной власти и организаций, проводится уполномоченными на проведение государственной экспертизы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными учреждениями по месту нахождения земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию и (или) капитальный ремонт объекта капитального строительства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года N 219.
II. Представление документов для проведения государственной экспертизы
13. Для проведения государственной экспертизы одновременно проектной документации и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются:
а) заявление о проведении государственной экспертизы, в котором указываются: идентификационные сведения об исполнителях работ - лицах, осуществивших подготовку проектной документации и выполнивших инженерные изыскания (фамилия, имя, отчество, реквизиты документов, удостоверяющих личность, почтовый адрес места жительства индивидуального предпринимателя, полное наименование, место нахождения юридического лица); идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении которого представлены на государственную экспертизу (наименование объекта (объектов) предполагаемого строительства (реконструкции, капитального ремонта), почтовый (строительный) адрес объекта (объектов) капитального строительства, основные технико-экономические показатели объекта (объектов) капитального строительства (площадь, объем, протяженность, количество этажей, производственная мощность и другие);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270. идентификационные сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество, реквизиты документов, удостоверяющих личность, почтовый адрес места жительства застройщика (технического заказчика) - физического лица, полное наименование юридического лица, место нахождения застройщика - юридического лица, а в случае, если застройщик (технический заказчик) и заявитель не одно и то же лицо, - указанные сведения также в отношении заявителя);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270.
г) проектная документация на объект капитального строительства в соответствии с требованиями (в том числе к составу и содержанию разделов документации), установленными законодательством Российской Федерации;
д) копия задания на проектирование;
е) результаты инженерных изысканий в соответствии с требованиями (в том числе к составу указанных результатов), установленными законодательством Российской Федерации;
ж) копия задания на выполнение инженерных изысканий;
з) положительное заключение государственной экологической экспертизы в случае, если для проведения государственной экспертизы представляется проектная документация, разработанная в отношении объектов капитального строительства, строительство или реконструкцию которых предполагается осуществить в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах или в территориальном море Российской Федерации, а также проектная документация, разработанная в отношении объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I-V классов опасности, искусственных земельных участков на водных объектах (за исключением случаев, когда заявитель на государственную экспертизу представляет проектную документацию, разработанную в отношении объектов, указанных в подпункте 7_1 статьи 11 и подпункте 4_1 статьи 12 Федерального закона "Об экологической экспертизе");
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270.
и) документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика, технического заказчика (в случае, если заявитель не является техническим заказчиком и (или) застройщиком), в которых полномочия на заключение, изменение, исполнение, расторжение договора о проведении государственной экспертизы (далее - договор) должны быть оговорены специально;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270.
к) заверенная копия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске исполнителя работ к соответствующему виду работ по подготовке проектной документации и (или) инженерным изысканиям, действительного на дату подписания акта приемки выполненных работ, и копия акта приемки выполненных работ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации получение допуска к таким работам является обязательным.
(Подпункт дополнительно включен с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270)
14. Для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий до направления проектной документации на государственную экспертизу представляются документы, указанные в подпунктах "а"-"в" и "е"-"и" пункта 13 настоящего Положения, а также заверенная копия выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске исполнителя работ к соответствующему виду работ по инженерным изысканиям, действительного на дату подписания акта приемки выполненных работ, и копия акта приемки выполненных работ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации получение допуска к таким работам является обязательным.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270.
15. Для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий в случаях, указанных в пункте 8 настоящего Положения, представляются документы, указанные в подпунктах "а" и "е"-"и" пункта 13 настоящего Положения, а также:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270.
а) проектная документация по внешним инженерным сетям и конструктивным решениям фундаментов;
б) положительное заключение государственной экспертизы в отношении применяемой типовой проектной документации (модифицированной типовой проектной документации), выданное любому лицу (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 970; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года N 791;
в) документ, подтверждающий право застройщика (технического заказчика) на использование типовой проектной документации, исключительное право на которую принадлежит иному лицу (договор об отчуждении исключительного права, лицензионный договор, сублицензионный договор и тому подобные);
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270.
г) документ, подтверждающий соответствие климатических и иных условий, в которых типовая проектная документация запланирована к повторному применению, условиям, с учетом которых она была разработана для первоначального применения. Форма указанного документа утверждается  Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации 
(Подпункт дополнительно включен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года N 791; в редакции, введенной в действие с 3 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 года N 840; в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года N 219.
д) в случае если при применении типовой проектной документации требуется подготовка проектной документации по внешним инженерным сетям и конструктивным решениям фундаментов, заверенные копии выданных саморегулируемой организацией свидетельства о допуске исполнителя работ к соответствующему виду работ по инженерным изысканиям и (или) свидетельства о допуске исполнителя работ к соответствующему виду работ по подготовке проектной документации в случаях, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации получение допуска к таким работам является обязательным. Указанные свидетельства должны быть действительными на дату подписания акта приемки выполненных работ. Одновременно с копиями таких свидетельств представляется копия акта приемки выполненных работ.
(Подпункт дополнительно включен с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270)
16. Для проведения государственной экспертизы проектной документации после проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, представляются документы, указанные в пункте 13 настоящего Положения (за исключением копии задания на выполнение инженерных изысканий, а также заверенной копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске исполнителя работ к соответствующему виду работ по инженерным изысканиям), и положительное заключение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, при этом результаты инженерных изысканий повторно не представляются.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270.
17. Организация по проведению государственной экспертизы вправе дополнительно истребовать от заявителя представления расчетов конструктивных и технологических решений, используемых в проектной документации, а также материалов инженерных изысканий. Указанные расчеты и материалы должны представляться заявителем в 5-дневный срок после получения соответствующего запроса. Не допускается истребование от заявителей иных сведений и документов.
18. Документы, указанные в пунктах 13-16 настоящего Положения, представляются на бумажном носителе или в форме электронных документов с использованием в том числе федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (при наличии соответствующей технической возможности). Электронные документы, представляемые заявителем, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью. В случае если документы представляются на бумажном носителе, в договоре о проведении государственной экспертизы может быть предусмотрено, что проектная документация и результаты инженерных изысканий могут представляться также в электронной форме.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270.
19. Проектная документация на объект капитального строительства может представляться применительно к отдельным этапам строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
20. В случае если проектная документация и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными учреждениями, документы, необходимые для проведения государственной экспертизы, представляются в организацию по проведению государственной экспертизы субъекта Российской Федерации по месту расположения земельного участка, на котором предполагается осуществлять строительство, реконструкцию или капитальный ремонт объекта капитального строительства. Абзац утратил силу с 1 мая 2012 года - постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270..
III. Проверка документов, представленных для проведения государственной экспертизы
21. Организация по проведению государственной экспертизы в течение 3 рабочих дней со дня получения от заявителя документов, указанных в пунктах 13-16 настоящего Положения, осуществляет их проверку. Срок проведения проверки в отношении объектов, указанных в пункте 9 настоящего Положения, не должен превышать 10 рабочих дней (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 970.
22. В срок, указанный в пункте 21 настоящего Положения, заявителю представляется (направляется) проект договора с расчетом размера платы за проведение государственной экспертизы, подписанный со стороны организации по проведению государственной экспертизы, либо мотивированный отказ в принятии документов, представленных для проведения государственной экспертизы, или указанные документы должны быть возвращены без рассмотрения. 
23. Представленные для проведения государственной экспертизы документы подлежат возврату заявителю без рассмотрения по следующим основаниям:
а) государственная экспертиза должна осуществляться иной организацией по проведению государственной экспертизы;
24. Основаниями для отказа в принятии проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, являются:
а) отсутствие в проектной документации разделов, предусмотренных частями 12 и 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б) несоответствие разделов проектной документации требованиям к содержанию разделов проектной документации, установленным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
в) несоответствие результатов инженерных изысканий составу и форме, установленным в соответствии с частью 6 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
г) представление не всех документов, указанных в пунктах 13-16 настоящего Положения, необходимых для проведения государственной экспертизы, в том числе отсутствие положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий (в случае, если проектная документация направлена на государственную экспертизу после государственной экспертизы результатов инженерных изысканий) (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 970;
д) подготовка проектной документации, представленной на государственную экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 4 и 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
(Подпункт дополнительно включен с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270)
е) выполнение инженерных изысканий, результаты которых направлены на государственную экспертизу, лицом, которое не соответствует требованиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(Подпункт дополнительно включен с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270)
25. При возврате представленных для проведения государственной экспертизы документов без рассмотрения или отказе в принятии документов указанные документы возвращаются (за исключением заявления о проведении государственной экспертизы) заявителю.
В случае если недостатки в представленных заявителем документах, послужившие основанием для отказа в принятии их на государственную экспертизу, можно устранить без возврата этих документов и заявитель не настаивает на их возврате, организация по проведению экспертизы устанавливает срок для устранения таких недостатков, который не должен превышать 30 дней. 
26. Правовое регулирование договора осуществляется по правилам, установленным гражданским законодательством Российской Федерации применительно к договору возмездного оказания услуг. В договоре определяются:
а) предмет договора;
б) срок проведения государственной экспертизы и порядок его продления в пределах, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением;
в) размер платы за проведение государственной экспертизы; 
г) порядок, допустимые пределы и сроки внесения изменений в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий в процессе проведения государственной экспертизы;
д) порядок и сроки возврата заявителю документов, принятых для проведения государственной экспертизы;
е) условия договора, нарушение которых относится к существенным нарушениям, дающим право сторонам поставить вопрос о его досрочном расторжении;
ж) ответственность сторон за неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора, в том числе за несвоевременный возврат или приемку документов, представленных на государственную экспертизу.
IV. Проведение государственной экспертизы
27. Предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов. Государственной экспертизе подлежат все разделы проектной документации и (или) результаты инженерных изысканий, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации представляются для проведения государственной экспертизы.
(Абзац дополнительно включен с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270) До вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территории, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений проводится проверка соответствия проектной документации и результатов инженерных изысканий требованиям законодательства, нормативным техническим документам в части, не противоречащей Федеральному закону "О техническом регулировании" и Градостроительному кодексу Российской Федерации.
28. Проведение государственной экспертизы начинается после представления заявителем документов, подтверждающих внесение платы за проведение государственной экспертизы в соответствии с договором, и завершается направлением (вручением) заявителю заключения государственной экспертизы. 
29. Срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 60 дней. В течение не более 45 дней проводится государственная экспертиза:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270.
а) результатов инженерных изысканий, которые направлены на государственную экспертизу до направления на эту экспертизу проектной документации;
б) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении жилых объектов капитального строительства, в том числе со встроено-пристроенными нежилыми помещениями, не относящихся к уникальным объектам;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270.
в) проектной документации или проектной документации и результатов инженерных изысканий в отношении объектов капитального строительства, строительство, реконструкция и (или) капитальный ремонт которых будут осуществляться в особых экономических зонах.
30. Законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться более короткие сроки проведения государственной экспертизы в отношении объектов, государственная экспертиза проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий по которым проводится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными учреждениями.
31. При проведении государственной экспертизы проектной документации может осуществляться оперативное внесение изменений в проектную документацию в порядке, установленном договором.
32. При проведении государственной экспертизы организация по проведению государственной экспертизы вправе:
а) истребовать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций сведения и документы, необходимые для проведения государственной экспертизы;
б) привлекать на договорной основе к проведению государственной экспертизы иные государственные и (или) негосударственные организации, а также специалистов.
33. Органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации в срок не позднее 10 дней с даты поступления письменного обращения организации по проведению государственной экспертизы о предоставлении ей сведений и (или) документов, необходимых для проведения государственной экспертизы, направляют этой организации испрашиваемые сведения и (или) документы либо письменно уведомляют о невозможности их представления с указанием причин.
V. Результат государственной экспертизы. Выдача заявителю заключения государственной экспертизы
34. Результатом государственной экспертизы является заключение, содержащее выводы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение):
а) проектной документации результатам инженерных изысканий, получившим положительное заключение государственной экспертизы, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, и требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, - в случае, если государственная экспертиза проектной документации осуществлялась после проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий;
б) результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов - в случае, если осуществлялась государственная экспертиза результатов инженерных изысканий;
в) проектной документации результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, и требованиям к содержанию разделов проектной документации, предусмотренным в соответствии с частью 13 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов - в случае, если осуществлялась государственная экспертиза одновременно этих проектной документации и результатов инженерных изысканий.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270.
35. При выявлении в проектной документации и (или) результатах инженерных изысканий в процессе проведения государственной экспертизы недостатков (отсутствие (неполнота) сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.), которые не позволяют сделать выводы, указанные в пункте 34 настоящего Положения, организация по проведению государственной экспертизы незамедлительно уведомляет заявителя о выявленных недостатках и устанавливает при необходимости срок для их устранения. В случае если выявленные недостатки невозможно устранить в процессе государственной экспертизы или заявитель в установленный срок их не устранил, организация по проведению государственной экспертизы вправе отказаться от дальнейшего проведения экспертизы и поставить вопрос о досрочном расторжении договора, о чем письменно уведомит заявителя с указанием мотивов принятого решения.
36. Заключение государственной экспертизы готовится и подписывается лицами, аттестованными на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий (далее - эксперт) и участвовавшими в проведении государственной экспертизы, и утверждается руководителем организации по проведению государственной экспертизы или уполномоченным им лицом. Эксперт проводит государственную экспертизу и осуществляет подготовку заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в отношении тех разделов (подразделов разделов) проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, которые соответствуют направлению (направлениям) деятельности этого эксперта, указанному в квалификационном аттестате (квалификационных аттестатах).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270.
37. Требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения государственной экспертизы устанавливаются  Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации .
(Пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821; в редакции, введенной в действие с 3 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 года N 840; в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года N 219.
38. Проектная документация не может быть утверждена застройщиком или техническим заказчиком при наличии отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270. Отрицательное заключение государственной экспертизы может быть оспорено застройщиком или техническим заказчиком в судебном порядке.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270. В случае несогласия с заключением государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщик, технический заказчик или их представитель в течение 3 лет со дня утверждения такого заключения вправе обжаловать его в порядке, установленном  Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации , в экспертной комиссии, созданной указанным Министерством. Решение такой экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения государственной экспертизы является обязательным для органа или организации, которые провели государственную экспертизу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, застройщика и технического заказчика.
(Абзац дополнительно включен с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270; в редакции, введенной в действие с 3 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 года N 840; в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года N 219. Решение экспертной комиссии о подтверждении или неподтверждении заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий может быть обжаловано в судебном порядке.
(Абзац дополнительно включен с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270)
39. Выдача заключения государственной экспертизы осуществляется на руки заявителю или путем направления заказного письма. Положительное заключение государственной экспертизы выдается в 4 экземплярах. В случае направления заявителем документов для проведения государственной экспертизы в электронной форме выдача заключения государственной экспертизы осуществляется в электронной форме, если об иной форме его выдачи не указано в заявлении и (или) договоре.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270. Проектная документация, копия задания на проектирование, результаты инженерных изысканий и копия задания на выполнение инженерных изысканий подлежат возврату заявителю в сроки и в порядке, определенные договором. 
40. Организация по проведению государственной экспертизы ведет реестр выданных заключений государственной экспертизы, в котором указываются:
а) идентификационные сведения об исполнителях работ;
б) идентификационные сведения об объекте капитального строительства, проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в отношении которого представлены на государственную экспертизу;
в) идентификационные сведения о застройщике и техническом заказчике;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270.
г) сведения о результате государственной экспертизы (отрицательное или положительное заключение);
д) дата выдачи и реквизиты заключения.
41. Информация, содержащаяся в реестре выданных заключений государственной экспертизы, является открытой и предоставляется любому лицу в течение 10 дней с даты получения организацией по проведению государственной экспертизы письменного запроса. Порядок ведения реестра выданных заключений государственной экспертизы и предоставления сведений, содержащихся в реестре, устанавливается  Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации .
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821; в редакции, введенной в действие с 3 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 года N 840; в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года N 219.
42. При проведении государственной экспертизы открывается дело государственной экспертизы. Дела государственной экспертизы относятся к архивным документам постоянного хранения. Их уничтожение, а также исправление и (или) изъятие находящихся в них документов не допускаются. В дело государственной экспертизы помещаются:
а) заявления о проведении государственной экспертизы (первичной и повторной);
б) копия договора;
в) документы, содержащие выводы, сделанные привлеченными на договорной основе к проведению экспертизы организациями и (или) специалистами;
г) заключения государственной экспертизы (первичные и повторные);
д) иные связанные с проведением государственной экспертизы документы (копии документов), определенные законодательством Российской Федерации и организацией по проведению государственной экспертизы.
43. В случае утраты заключения государственной экспертизы заявитель вправе получить в организации по проведению государственной экспертизы дубликат этого заключения. Выдача дубликата осуществляется бесплатно в течение 10 дней с даты получения указанной организацией письменного обращения.
VI. Повторное проведение государственной экспертизы
44. Проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий направляются повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу после устранения недостатков, указанных в отрицательном заключении государственной экспертизы, или при внесении изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение государственной экспертизы, в части изменения технических решений, которые влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.
(Абзац дополнен постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 года N 970; в редакции, введенной в действие с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270. Проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, по инициативе застройщика или технического заказчика может быть направлена повторно (2 и более раза) на государственную экспертизу в случае внесения в нее изменений в части технических решений, которые не влияют на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.
(Абзац дополнительно включен с 1 мая 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2012 года N 270) Повторная государственная экспертиза осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Положением для проведения первичной государственной экспертизы. В случае если недостатки, послужившие основанием для отрицательного заключения государственной экспертизы, можно устранить без возврата этих документов и заявитель не настаивает на их возврате, организация по проведению государственной экспертизы устанавливает срок для устранения таких недостатков. В этом случае документы, представленные на государственную экспертизу, заявителю не возвращаются. После их доработки заявитель представляет в организацию по проведению государственной экспертизы часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий с внесенными изменениями и справку с описанием этих изменений.
45. Экспертной оценке при проведении повторной государственной экспертизы подлежит часть проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которую были внесены изменения, а также совместимость внесенных изменений с проектной документацией и (или) результатами инженерных изысканий, в отношении которых была ранее проведена государственная экспертиза. В случае если после проведения первичной (предыдущей повторной) государственной экспертизы в законодательство Российской Федерации внесены изменения, которые могут повлиять на результаты государственной экспертизы, экспертной оценке могут быть подвергнуты представленные проектная документация и (или) результаты инженерных изысканий в полном объеме.
VII. Государственные эксперты
VIII. Размер платы за проведение государственной экспертизы
51. Размер платы за проведение государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для строительства, реконструкции, капитального ремонта жилых объектов капитального строительства (РПиж), определяется по формуле: 
РПиж = БСиж х Ki,

где: БСиж - базовая стоимость государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для строительства, реконструкции, капитального ремонта жилых объектов капитального строительства (в рублях); Ki - коэффициент, отражающий инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 года, который определяется как произведение публикуемых Федеральной службой государственной статистики индексов потребительских цен для каждого года, следующего за 2000 годом, до года, предшествующего тому, в котором определяется размер платы за проведение государственной экспертизы (включительно).
52. Базовая стоимость государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполняемых для строительства, реконструкции, капитального ремонта жилых объектов капитального строительства (БСиж), определяется по формуле:
БСиж = Аиж + Виж х Xж,

где: Аиж - первая постоянная величина, равная 13000 рублей;  Виж - вторая постоянная величина, равная 5 рублям;  Хж - площадь земли, измеряемая в пределах периметра жилого объекта капитального строительства (в кв.метрах).
53. Размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства (РПпдж) определяется по формуле:
РПпдж = БСпдж х Кi,

где: БСпдж - базовая стоимость государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства (в рублях); Ki - коэффициент, отражающий инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 года, который определяется как произведение публикуемых Федеральной службой государственной статистики индексов потребительских цен для каждого года, следующего за 2000 годом, до года, предшествующего тому, в котором определяется размер платы за проведение государственной экспертизы (включительно).
54. Базовая стоимость государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства (БСпдж) определяется по формуле:
БСпдж = (Апдж + Впдж х Хж + Спдж х Yж) х Кн х Кс,

где: Апдж - первая постоянная величина, равная 100000 рублей; Впдж - вторая постоянная величина, равная 35 рублям; Хж - площадь земли, измеряемая в пределах периметра жилого объекта капитального строительства (в кв.метрах); Спдж - третья постоянная величина, равная 3,5 рубля; Yж - общая площадь жилого объекта капитального строительства при его новом строительстве либо общая площадь помещений, подлежащих реконструкции, капитальному ремонту (в кв.метрах); Кн - коэффициент, учитывающий назначение проектной документации, равный 1, если проектная документация предназначена для строительства или реконструкции объекта капитального строительства, и равный 0,5 при капитальном ремонте объекта капитального строительства; Кс - коэффициент сложности проектной документации, равный:
1,15 - если земельный участок расположен над горными выработками, в зонах сейсмичности 7 баллов, карстовых и оползневых явлений, вечномерзлых, просадочных или набухающих грунтов; 1,2 - если земельный участок расположен в зоне сейсмичности 8 баллов; 1,3 - если земельный участок расположен в зоне сейсмичности 9 баллов;
1 - в иных случаях.
55. Размер платы за проведение одновременно государственной экспертизы проектной документации жилых объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации (РПж), определяется по формуле:
РПж = (РПиж + РПпдж) х 0,9,

где: РПиж и РПпдж - размеры платы за проведение государственной экспертизы, рассчитываемые в соответствии с пунктами 51 и 53 настоящего Положения.
56. Размер платы за проведение государственной экспертизы проектной документации нежилых объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации (РПнж), определяется по формуле:
РПнж = Спд х П х Кi + Сиж х П х Ki,

где: Спд - стоимость изготовления проектной документации, представленной на государственную экспертизу, рассчитанная в ценах 2001 года на основании документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендованных  Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации  (в рублях);
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821; в редакции, введенной в действие с 3 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 года N 840; в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года N 219. Сиж - стоимость изготовления материалов инженерных изысканий, представленных на государственную экспертизу, рассчитанная в ценах 2001 года на основании документов в области сметного нормирования и ценообразования, рекомендованных  Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации  (в рублях);
(Абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года N 821; в редакции, введенной в действие с 3 октября 2013 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2013 года N 840; в редакции, введенной в действие с 3 апреля 2014 года постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2014 года N 219. П - процент суммарной стоимости проектных и (или) изыскательских работ, представленных на государственную экспертизу, согласно приложению; Ki - коэффициент, отражающий инфляционные процессы по сравнению с 1 января 2001 года, который определяется как произведение публикуемых Федеральной службой государственной статистики индексов потребительских цен для каждого года, следующего за 2000 годом, до года, предшествующего тому, в котором определяется размер платы за проведение государственной экспертизы (включительно).
57. При расчете в соответствии с настоящим разделом размера платы за проведение государственной экспертизы учитывается сумма налога на добавленную стоимость, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
58. За проведение повторной государственной экспертизы взимается плата в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы. В случае если документы на проведение повторной государственной экспертизы в отношении жилых объектов капитального строительства поданы в течение 14 дней после получения отрицательного заключения, плата за проведение повторной государственной экспертизы не взимается.
IX. Порядок взимания платы за проведение государственной экспертизы
59. Государственная экспертиза проектной документации осуществляется за счет средств заявителя.
60. Оплата услуг по проведению государственной экспертизы производится независимо от результата государственной экспертизы.
Приложение. Таблица процентного соотношения, используемого при расчете размера платы за проведение государственной экспертизы
Приложение
к Положению об организации
и проведении государственной экспертизы
проектной документации и результатов
инженерных изысканий
Сумма Спд и Сиж (млн.рублей,
в ценах 2001 года)
Процент от суммы Спд и Сиж
(П)
0-0,15 33,75
более 0,15 29,25
более 0,25 27,3
более 0,5 20,22
более 0,75 16,65
более 1 12,69
более 1,5 11,88
более 3 10,98
более 4 8,77
более 6 7,07
более 8 6,15
более 12 4,76
более 18 4,13
более 24 3,52
более 30 3,06
более 36 2,62
более 45 2,33
более 52,5 2,01
более 60 1,68
более 70 1,56
более 80 1,22
более 100 1,04
более 120 0,9
более 140 0,8
более 160 0,73
более 180 0,66
более 200 0,61
более 220 0,58

Если вы ознакомились с документами, представленными выше то выводы сделаете следующие:

- типовых проектов на сегодняшний день практически не существует.

- интересные планировочные решения, разработанные ранее, вполне могут лечь в основу проекта будущего комплекса(для этого мы и представляем каталог проектов).

- проект необходимо выполнять каждый раз полностью в соответствии с  ППРФ N 87.

Существенное изменение нормативной базы (особенно в 2013 г) не позволит воспользоваться не одним проектом, разработанным ранее без внесения существенных доработок и соответственно без прохождения новой экспертизы.

Команда проектировщиков АСП сочень внимательно следит за всеми новыми тенденциями в области проектирования спортсооружений и бережно хранит накопленный опыт. Это позволяет нам очень четко понимать потребности наших клиентов и грамотно переносить все лучшее в реалии сегодняшнего дня.

Мы  умеем  работать  с  типовыми  проектами !

Яндекс.Метрика